Урок 53
166-я заповедь «делай» — повеление отдыхать от работы в первый день праздника Суккот. И об этом Его речение: «В пятнадцатый день этого седьмого месяца — праздник Суккот (дословно: „праздник шалашей“); ...в первый день — священное собрание» (Ваикра 23:34-35).
327-я заповедь «не делай» — запрещение совершать работу в первый день праздника Суккот. И об этом Его речение: «В пятнадцатый день седьмого месяца — праздник Суккот... в первый день — священное собрание: никакой работы не делайте» (Ваикра 23:34-35).
167-я заповедь «делай» — повеление отдыхать от работы на восьмой день праздника Суккот (в Шмини ацерет). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «На восьмой день священное собрание будет у вас» (там же 23:36).
И знай, что в эти шесть дней (первый и седьмой дни Песаха, Шавуот, Рош а-Шана, первый и восьмой дни Суккот) законы заповеданного нам отдыха одинаковы, и ни один из этих дней в этом отношении не отличается от другого. И также в каждый йом тов из этих шести нам разрешено заниматься приготовлением пищи.
И поскольку законы отдыха едины и распространяются на каждый йом тов, все они разъясняются в трактате (Бейца), посвященном законам йом това.
Однако законы отдыха, заповеданного в субботу и в Йом-Кипур, включают многочисленные дополнения, поскольку в эти дни запрещено приготовлять пищу. И, как разъясняется в трактате Бейца (12аб), есть также другие действия, разрешенные в йом тов, но запрещенные в Шабат, несмотря на то, что они не относятся к приготовлению пищи.
328-я заповедь «не делай» — запрещение совершать работу в день Шмини-Ацерет. И об этом Его речение: «На восьмой день священное собрание будет у вас: ...никакой работы не делайте» (Ваикра 23:36).
И знай, что тот, кто совершит любую из запрещенных работ в один из этих шести праздников, карается бичеванием. Однако в эти дни разрешены работы, связанные с приготовлением пищи, как разъяснено в Торе по отношению к одному из этих праздников (Песаху): «...Только то, что служит пищей для какого-либо существа, лишь это можно вам делать» (Шмот 12:16) — и этот закон распространяется на все остальные праздники.
Законы, связанные с выполнением этих заповедей, разъясняются в трактате Бейца.
199-я заповедь «не делай» — запрещение употреблять в пишу квасное во вторую половину светового дня 14-го Нисана. И об этом Его речение: «Не ешь при этом квасного» (Дварим 16:3). Выражение «при этом» относится к принесению в жертву пасхального ягненка, которое должно быть совершено в сумерки 14-го Нисана. И приведенное речение указывает, что к этому времени употреблять квасное в пишу уже запрещено.
Сказано в трактате Псахим (28б): «Откуда известно, что тот, кто ест квасное после шести временных часов (т.е. во вторую половину светового дня 14-го Нисана), преступает заповедь „Не делай“? Из того, что в Торе повелевается: „Не ешь при этом квасного“».
И там же (Псахим 4б) пояснено: «Согласно всем мнениям, запрет употреблять квасное после шести временных часов исходит из Торы». Так сказано во всех наиболее точных и выверенных редакциях Талмуда.
И там же (Псахим 2б) разъяснено, почему квасное запрещено в пищу уже с шести «временных часов»: «Мудрецы увеличили время запрета для того, чтобы не нарушили запрет Торы».
И тот, кто, нарушив запрет, ел квасное во второй половине светового дня, карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Псахим.